Прежде чем бить тревогу, стоит понимать, что довольно часто, многим детям всего-лишь требуется время, чтобы как-то освоиться в незнакомой им обстановке, привыкнуть к новому помещению, требованиям, учителю. В целом, если говорить о первом классе, то все дети переживают стресс, связанный с адаптацией. И в зависимости от индивидуальных особенностей, ребенок реагирует на трудности утомляемостью, беспокойством. Важно в этот момент поддержать, подбодрить, выразить уверенность, что сын или дочка обязательно освоятся, объяснить, что поначалу так бывает. Можно предложить ребенку самому продемонстрировать вам школу (по договоренности с учителем) — это позволит ему почувствовать себя «хозяином положения», ведь он будет показывать «свой» класс, «свою» парту.

Если же адаптационный период затягивается, а ваш ребенок по-прежнему стесняется, стоит разобраться в причинах. Пообщайтесь с ребенком и попытайтесь выяснить, что ему нравится в школе, а что не очень, как он проводит время на уроках, на переменах, с кем из детей дружит, а с кем нет, и почему; как учитель общается с классом и непосредственно с вашим малышом. Не удивляйтесь, если первое время ваш школьник не сможет ничего внятно объяснить — на него обрушивается слишком много информации. Имеет смысл поговорить и с преподавателем, узнать его точку зрения, ведь он наблюдает школьную жизнь изнутри, да и его знания или опыт могут оказаться очень полезными.

Застенчивость может иметь очень много причин и множество проявлений: например, ребенку сложно общаться с другими детьми, или он робеет перед учителем, или боится, что ответит не правильно, и над ним будут смеяться, или не справляется со школьными правилами, ритмом жизни. В зависимости от причины, рекомендации тоже будут различными. Но в любом случае важно, во-первых, показать ребенку, что вы его понимаете, заверить, что многие дети (и даже взрослые) в новых условиях смущаются и стесняются. Можно поделиться похожими случаями из вашей жизни (если они были) или из жизни друзей и родных. Во-вторых, подбодрите малыша, всячески выражая уверенность, что он скоро освоится и будет активно участвовать в школьной жизни.

Можно напомнить первокласснику о тех «победах», которые он уже одержал — например, боялся плавать, а потом научился, или ему не нравилось учить буквы, а теперь он с удовольствием читает. Обращайте внимание на те события, что меняются в лучшую сторону, но ни в коем случае не форсируйте их и не требуйте, чтобы малыш «преодолевал» застенчивость. И уж, конечно, не стыдите его.

Если же ситуация, несмотря на все ваши усилия, не меняется и ребенок по прежнему стесняется, есть смысл обратиться к специалисту, например, к школьному психологу.